Сфера благотворительности нуждается в системном подходе со стороны
некоммерческого сектора и бизнеса
Сфера благотворительности нуждается в системном подходе со
стороны некоммерческого сектора и бизнеса. Первым не всегда хватает
компетентности, вторым — понимания того, кому и как надо помогать. Исключения
есть. Но их слишком мало, чтобы существенно повлиять на ситуацию
Фото: Детская площадка «Красная гвоздика», в рамках проекта
«Микрорайон Текстильщик-территория счастливого детства»
— Меня не устраивают подачки от бизнеса.
— Вы хотели сказать — адресная помощь?
— Ну да, адресная помощь. Она ни к чему не приводит.
— А что вы делаете, чтобы эту ситуацию изменить? Вы пытаетесь рассказать,
какая именно помощь нужна и какой эффект от социальных инвестиций получит
бизнес?
— Пытаемся. Говорим, какого результата мы хотим достичь, чтобы дети стали
социально активными. А они нам мандарины. А нам фруктов много не надо, пусть
будет немножко, а лучше больше социальной активности...
Этот фрагмент дискуссии на круглом
столе, во время прохождения молодежного
социального форума «Звездные ночи Прикамья», который проходил на территории усадьбы «дом
Сведомских» 27-28 июля.
Она демонстрирует одну из ключевых тенденций нынешней сферы благотворительности:
у бизнеса и третьего сектора отсутствует общее понимание того, как должна
развиваться благотворительность (за некоторым, конечно, исключением — отдельных
эффективных союзов). Претензии взаимны. Мол, бизнес хочет получить быстрый
пиар-результат и не заинтересован в долгосрочных программах. В свою очередь
компании оценивают уровень профессионализации общественного сектора как
невысокий. В итоге возникает эффект обманутых ожиданий: некоммерческая
организация (НКО) считает, что бизнес безвозмездно будет вкладывать ресурсы,
бизнес (в большей степени средний и малый) полагает, что не хуже фондов знает,
что нужно сиротам, пожилым людям или инвалидам.
Один из выходов — следовать за успешными практиками. (Так на форуме были
представлены лучшие социальные практики города Чайковский).
(Момент презентации лучших практик Чайковского муниципального района,
выступление директора ФМС Чайковский М. Чернов)
Еще — важно быть открытыми для
диалога, чтобы обсудить несколько принципиальных вопросов, без ответов на
которые нам не удастся использовать накопленный всеми секторами общества
потенциал для развития благотворительности.
Так как же достичь понимания между всеми участниками сферы
благотворительности и сделать помощь для благополучателей максимально эффективной?
Как создать условия для развития НКО? Как продвигать волонтерство? Какие выгоды
получают компании, для которых благотворительность — не разовая акция, а часть
стратегии развития?
Почему не доверяют
Начнем с трендов. Есть повторяющиеся, есть новые. По словам исполнительного
директора «Фонд Чайковский» Михаила Чернова, в числе прежних — известная
тенденция: в Чайковском главным игроком на поле благотворительности остаются
компании. Все решается на деньги
Газпром, ГЭС и еще 10 предприятий. В докладе «Форума доноров», о котором упомянул М. Чернов в разговоре, и
исследований Высшей школы экономики и
Минэкономразвития РФ показывает, что более 70% доходов НКО — средства компаний.
Именно корпорации являются основными спонсорами некоммерческих организаций. Вторая
тенденция — системность деятельности компаний в области благотворительности.
Они продолжают сами реализовывать социальные программы без учета остальных
участников, а общественники в этих программах зачастую похожи на
«гасторбайтеров», готовые продаться за копейки, лишь бы понравиться, и это о
многом говорит. С одной стороны, они стали уделять этому особое внимание, с
другой — продолжают делать все своими руками, редко обращаясь за поддержкой к
некоммерческому сектору. Это свидетельствует о недоверии НКО.
В чем причины такого отношения? По мнению члена Общественной палаты Пермского края Нины
Самариной, вопрос в том, насколько бизнес сегодня адекватно воспринимает
общественный сектор:
— Бизнес часто смотрит на НКО как на место, куда можно отвезти мандарины.
Как сделать так, чтобы профессионализация общественного сектора отвечала
запросам бизнеса? Ведь именно некоммерческий сектор должен сказать, кому нужна
помощь и как ее грамотно организовать. А сейчас многие фонды работают в режиме
логистики: есть сироты, есть мандарины, есть праздник — повезли. Есть больные
дети — собрали деньги, отдали. Присутствуют и другие проблемы: НКО не всегда
грамотно формулируют свои задачи, не могут соотнести их с интересами компаний,
не умеют рассказать о своих достижениях. Многие вообще не считают нужным
составлять отчетность о проделанной работе: какой отчет, мы и так пашем
круглосуточно? Вы поймите, для бизнеса это очень важно, в том числе на этом
основании он будет принимать решение о сотрудничестве с НКО. Иначе как компании
понять, насколько эффективна организация. Надо не только счет в банке
предлагать для перечисления средств, нужны другие более удобные формы оплаты:
veb money, яндекс-кошелек и т.д. А у многих общественных организаций даже счета в
банке нет. Это сокращает возможности получения ресурсов. НКО боятся получить
статус юрлица, боятся финансовой отчетности. Многие НКО занимаются
фандрайзингом просто ради самого процесса, это неправильно. Им нужно учиться
выстраивать партнерские отношения, учиться коммерческой деятельности, расширять
понятийный аппарат.
В этом бизнес мог бы помочь.
Форум «Звездные ночи Прикамья» прошел в рамках уникального
для региона крупного исследовательско-коммуникативного проекта, в нем приняли
участие более 60 человек, профинансировал эту работу КАФ России, исполнителем
стал Альянс фондов Пермского края: ведущие эксперты представляющие ВУЗы,
руководители благотворительных фондов и НКО, представители бизнеса. Результаты
этих исследований были озвучены на форуме:
Вывод 1
Бюджеты на благотворительную деятельность предприятий стабильны на протяжении четырех лет. Кризис
ни как не повлиял на эту отрасль.
Вывод 2
Большинство компаний включили образование и просвещение,
социальную защиту и здравоохранение в сферы своей благотворительности и
практически ни кто не вкладывает в развитие гражданского общества, в
просвещение и обучение НКО, в их
развитие как партнера и как реализатора услуг в социальной сфере.
Вывод 3
Большинство опрошенных считают, что стимулы к развитию дают
изменения в налогообложении и широкое распространение информации о
благотворительной деятельности
Президент фонда «Содействие» Нина
Самарина: «Профессионализация среды НКО крайне важна, от разговоров на уровне
эмоций нужно отойти. Сегодня уже не получится "поучить и полечить” бизнес.
Можно сказать компании, что вы хотите изменить жизнь к лучшему, но там вас
обязательно спросят как именно, с помощью каких технологий. И самый главный
вопрос — как бизнес будет представлен в этом процессе».
Нина Самарина уверена, что бизнесу и
некоммерческому сектору нужно выстраивать коммуникацию, сейчас они
разговаривают на разных языках:
— Есть разрывы в понимании, когда бизнес говорит — покажите нам пятилетний
план, скажите, как это повлияет в долгосрочной перспективе на компанию,
общество. НКО сложно дать ответ, у нее много текущей работы, иногда просто не
хватает навыков. Общественному сектору важно грамотно себя представлять — не
как целевого благополучателя, а как поставщика ресурсов, источник компетенций,
которых нет у бизнеса. Например, НО знает, как работать с волонтерами, а бизнес
нет. Речь должна идти не о прошениях, а о взаимовыгодном партнерстве.
Депутат Чайковской Городской Думы Михаил Чернов:
— Бесспорно, нужно пользоваться услугами НКО, но остается вопрос к качеству
предлагаемых ими программ. Например, собираются деньги для того, чтобы
отправить ребенка в Германию на лечение. С моей точки зрения, более правильно и
эффективно на эти деньги обучить наших врачей в той же Германии, чтобы мы могли
делать в России 500 операций, а не одну.
Мандариновый чес
Далеко не все компании обладают необходимыми умениями для самостоятельного
ведения благотворительных проектов — такова консолидированная точка зрения НКО,
присутствовавших на форуме «Звездные ночи Прикамья».
По словам Александра Гезалова, многие компании становятся активными
филантропами только 1 января и 1 июня, или во время предвыборных компаний:
Михаил Чернов считает, что модель поведения, когда бизнес ограничивается
проведением праздников и раздачей подарков, сохраняется:
— Еще некоторое время назад меня это сильно раздражало. Но нужно понимать,
что компания, которая пришла в сферу благотворительности, начинает с чего-то
простого. Это как начальная школа, через которую должны пройти все.
Некоммерческий сектор должен помочь такому бизнесу сориентироваться, поддержать
благой прорыв. Ведь даже праздники можно проводить эффективнее для компаний и
полезней для благополучателя.
Уже сегодня участие в благотворительности перестает быть достаточным, важно
то, как и в чем мы участвуем. Нужно, чтобы компании расширяли тематические
приоритеты. Праздники для сирот должны постепенно замещаться поддержкой
развивающих начинаний. Компаниям необходимо подходить к благотворительности
более осмысленно. Возможно совместно с администрацией города разработать
комплекснуб программу развития гражданского общества, учесть в ней существующий
опыт, свести в единый календарь все практики, которые существует, чтобы не
получалось накладок в социально значимых для всего города мероприятий и акций.
По мнению предпринимателя Дамира Акмалова (ООО «Телесеть»), действительно
многие компании, особенно в малом и среднем бизнесе, еще не осознали свою роль
в благотворительности, не разобрались, как она соотносится со стратегией их
развития:
— Но бизнес разный. Для нас, например, благотворительность является
эффективным инструментом для продвижения интересов компании. Это особая система
ценностей, особое отношение к планированию нашей деятельности, к корпоративной
социальной ответственности. Участие в благотворительности — это конкурентное
преимущество, развитие волонтерских программ, повышение инновационных
компетенций и лидерских качеств у сотрудников, особая эмоциональная связь с
будущими потребителями. Очень важно при выборе направлений в
благотворительности понимать, как и кому мы будем помогать, как это отразится
на обществе в целом и как это отвечает интересам компании. Уже исходя из этого,
мы выбираем партнеров в некоммерческом секторе — какие у них есть целевые
группы, какой результат может показать НКО.
Достичь наибольших результатов, реальных изменений возможно, когда компания
нашла точку соприкосновения собственных желаний и возможностей с интересами
общества и государства.
Михаил Чернов считает, что крупный бизнес уже осознал ценность участия в
благотворительности:
— Это один из важных компонентов в развитии компании. На эту составляющую
бизнеса в мире внимательно смотрят инвесторы, различные финансовые, рейтинговые
агентства. Инвесторам важно, как компания участвует в развитии местного
сообщества в тех территориях, где присутствует.
Потенциал развития благотворительности скрыт в более четком понятном бизнесу
и НКО взаимодействии. Не дело компаний — напрямую помогать социальным группам.
Их миссия — обучить общественный сектор, помочь НКО, например, в формировании
проектной культуры. Этим занимается «Фонд Чайковский»: только в этом году
совместно с администрацией города Чайковского организовали и провели 3
муниципальных конкурса социальных проектов, поддержали 24 проекта, получили на 1 рубль выделенных
средств 9 привлеченных участниками проектов.
Фото детей осуществивших свою поездку в Казань на экскурсию с посещением
аквапарка при финансовй поддержке предприятия Нефтегаздеталь и ее руководителя
Алексея Гаврилова
Другая точка для пересечения — развитие волонтерского движения. За последние
пять лет количество компаний, сотрудники которых помогают незащищенным слоям населения
получать образовательные и иные услуги, выросло в 2,5 раза. Это тоже одно из
важнейших направлений.
По словам Михаила Чернова, эффективность работы волонтеров во многом зависит
от третьего сектора:
— Можно создать такую группу в компании для решения локальных задач. Но
когда она выполнит свою функцию, она просто распадется. А нужно этот ресурс
направить в правильное русло. Волонтерам важно рассказать, что и для кого они
могут сделать, научить их работать в социальных группах, не навредить своей помощью.
Тогда волонтерский труд будет предельно эффективен. Корпорация получит
сотрудника с развитыми личностными качествами, навыками, которые он сможет
использовать на работе.
Есть потенциал
По словам Нины Самариной, развитие благотворительности складывается из
нескольких компонентов — это системная работа всех общественных секторов,
позитивное отношение к филантропии государства, понимание бизнесом своей роли в
благотворительности: «В итоге мы переориентировались на устранение причин
негативных социальных явлений, а не их следствий».
Филантропия в России будет развиваться. Об этом говорит в частности
повышенный спрос на проведение исследований по благотворительности. Еще —
возросший интерес СМИ: число публикаций о благотворительности продолжает расти.
Лидерами здесь являются печатные СМИ и интернет-ресурсы. То есть читателей,
настоящих и потенциальных благотворителей, волнует, что происходит в этом
секторе.
Михаил Чернов выделяет еще один важный тренд, уникальной для России, —
большое количество рейтингов и наград в сфере благотворительности: «В условиях,
когда государство не очень поощряет благотворительность, а его отношение к
филантропии до сих пор непонятно, награждение лучших филантропов — некий
общественный ответ. Общество должно знать своих героев».
И последнее — развитие инфраструктуры благотворительности. Нужно больше
тренингов, семинаров, консалтинговых услуг для тех, кто планирует заняться
благотворительностью.
Все это дает нам надежду на рост корпоративных и частных филантропов, на
повышение качества благотворительных программ и, в конечном счете, на
формирование позитивного отношения к благотворительности общества в целом.
|