Ситуация с молодежью волнует меня больше всех других
проблем, потому что скоро вся жизнь страны и нашего города будет в их
распоряжении, готовы ли они к такой ноше? Все ли мы сделали, что бы подготовить
их к этому ответственному моменту? Увы и ах. Я всю жизнь занимаюсь с молодежью,
поэтому знаю, что не отдельные результаты и личности характеризуются тенденции,
а массовые явления. Вот с массами-то у нас и далеко не благополучно. Наконец-то
это поняли наверху, в правительстве. Начинаются какие-то телодвижения, я
регулярно отслеживаю все сообщения о принемаемых мерах, обсуждения проблем
молодежи и образования на различных уровнях, боюсь только, что начинать надо
чуть ли не с нуля, настолько все запущено и настолько все тормозят местные
бюрократы. Тут одним Сколково и Селигером не обойдешься.
Когда я написал в
администрацию Чайковского муниципального района 4 года назад о том, что
руководство молодежной политики тянет назад и занимается только крючкотворством
и бумагомарательством а не созданием условий по поддержке молодежных инициатив
и привел промежуточные результаты исследований молодежной среды в городе. Меня
попросили из-за выборов повременить, а при смене в власти вообще попросили уволиться
по собственному желанию, что я и сделал.
А ведь вопрос серьезный и нужна комплексная программа развития молодежи в
Чайковском муниципальном районе с участием всех заинтересованных ведомств
(образования, здравоохранения, соцзащиты и т.д.). Сегодня мы с молодежью
поступаем как лебедь, рак и щука в басне
Крылова. Результат на лицо – отток молодежи из города и села, низкая
общественно-политическая активность, и целый букет проблем от молодежной
преступности до наркомании и проституции и при этом по статистике у нас огромные деньги
тратятся на отрасль молодежной политики. При этом у чиновников нет даже
понимания и пожалуй желания, изменить что ни будь. Сегодня в этой отрасли нужен
серьезный анализ ситуации в целом, включая и преступность, и занятость, и планы
подразделений комитета по молодежной политике (в том числе всю кружковую
работу). Необходимо заняться профориентационной работой с учетом развития
Чайковского района проводить работы по созданию молодежных общественных
организаций ориентированных на созидание и деятельность и включить их в финансовые
отношения (вывести часть услуг молодежной политики на рынок и допустить
общественный сектор до реализации этих услуг). Для нас учебны заведения должны
стать мини Сколково, их контрольные, курсовые, допломные и другие работы должны
стать ориентированы на нашу территорию. Нам нужна их наука, а им наша
практическая площадка. Мы должны стать заказчиками тем, возможно заложив для
этого небольшие средства для стимулирования администрации учебных заведений в бюджете
(думаю, что это можно представить как мониторинг и оценка, а так же как соц.
исследования).
Ну вот, немного
выговорился, извините за такую форму общения. Наболело. Накипело. Вылилось.
И в заключении
некоторые статистические данные по результатам исследований в сфере интересов
молодежной среды в возрасте 17-25 лет, исследования информационной среды
подростков в возрасте 12-15 лет и исследование «Подросток и интернет», которые
проводились мною в филиале ЧФ ПГТУ с 2008 по 2011 год совместно со студенческим
парламентом в рамках создания социально-экономической лаборатории.
Основные результаты
можно систематизировать следующим образом:
- отношение к школе: «очень интересно» - 42%, «совсем
наоборот» - 6%, «так себе, терпимо» - 46%
- примерно 70% школьников занимаются дополнительно вне
школы, эти занятия распределены следующим образом: спорт- 30%, танцы – 10%,
изобразительное и прикладное искусство – 14%, музыка – 6%, образовательные и
развивающие направления – 4%, профориентационная подготовка – 3,5%.
- профессиональные предпочтения пока еще только начинают
складываться, их смогли назвать только 70% подростков, но технические
специальности привлекают пока не более 3% из числа опрошенных (во всех видах
анкетирования приняли участие 1000 респондентов). Мир желаний разнообразен но
только 3% относятся к приобретению знаний и умению делать нечто полезное.
- предварительный анализ возможностей дополнительного
образования, проведенный по информации выложенной в сети интернет, показал
следующую картину: кружки и секции, приучающие ребенка к созидательному труду,
составляют треть (технические направления – 3%, декоративно-прикладное – 3%,
эколого-биологическое – 20%, компьютерное – 6%), остальное относится к
спортивному, танцевальному, вокальному, театральному, изобразительному
направлениям.
- можно констатировать явно недостаточный интерес к
получению фундаментального образования, что непосредственно связано с качеством
получаемого образования.
Одним из способов стимулирования научных и проектных
разработок во всем мире и, в частности, в нашей стране является использование
грантов (у нас это либо предметные олимпиады, ибо спортивные успехи). Все
приведенные выше факты свидетельствуют о существовании проблемы в сфере
профессиональной подготовки, требуют проведения более детального анализа и
побуждают к разработке новых подходов в этой области.
Одним из
показателей уровня культуры молодежной среды (возраст 15-25 лет, 160 человек)
можно считать результаты тестирования на развитие кругозора: из тридцати
предложенных имен известных в истории и современности ученых, писателей,
художников, политиков, философов, военных основная часть наших респодентов
смогла узнать не более половины.
На вопрос «О каких
важных событиях в мире ты знаешь?» подростки смогли отметить – 23%
14% школьников
поделились своими мыслями о проблемах молодежи, из них половина сетует на
скуку, запреты гулять допоздна, пить и курить, в то время как другая половина
возмущается распространением пьянства, наркомании и курения среди молодежи.
Налицо начавшийся процесс расслоения общества уже в юном возрасте, формирования
диаметрально противоположных позиций, между которыми находится большая часть
еще не определившихся «тинейджеров».
У подростков и
молодежи практически нет образцов для подражания ни среди современников, ни
среди исторических личностей, ни среди литературных героев. Несколько
спортсменов и солистов эстрады.
Интерес к чтению
художественной литературы показали около 20% опрошенных школьников, а к таким
предметам, как история и литература не более 15%.
Весьма
красноречивыми оказались данные по отношению молодежи к своему городу, особенно
при сравнении возрастных групп. Обращает на себя тот факт, что молодежь
отмечает многие негативные явления окружающей среды, благоустройства, отсутствие
условий для занятий спортом и отдыха, а третья часть вообще мечтает покинуть
город, но она же и острее проявляет чувство любви и готовность принять личное
участие в судьбе города. Наиболее высокую готовность при этом показали члены студенческого актива
(65%). Очевидно, эта часть молодежи и может стать опорой при разработке и
реализации планов молодежной политики города, связанной с творчеством и
созидательным трудом, а не только к развлекательным мероприятиям.
Необходимо при этом
отметить, что результаты исследования касаются массовых явлений, изучаемых
статистикой, и не умаляют достижений отдельных личностей, которые, однако,
далеко не всегда являются характерными показателями всей совокупности объктов.
Итог: Основные проблемы молодежной среды
- Ценностные
ориентиры молодежи складываются в основном в дворовой среде, а работа
секций и кружков в мол. Политике не объедены в единую концепцию
ориентированную на развитие навыков созидательного труда. В то же время
кадровые вопросы, уровень профессионализма становятся основными для
возрождения экономики страны и города.
- Влияние
социальных институтов семьи, школы, муципалитета и общественных
организаций явно недостаточно для создания атмосферы стимулирования и
мотивации к развитию собственного творчества молодежи и получения навыков
трудовой деятельности. Все выше перечисленные институты работают зачастую
разрозненно и несогласованно. Часто ведут себя взаимисключающе или
потребительски по отношению к друг другу.
- Наблюдается
падение престижности и качества образования. Растет доля учащихся,
стремящихся к получению диплома, но не приобритению профессионализма.
Из-за непродуманной кадровой политики уходят из системы успешные
профессионалы, востребованные в молодежной среде, работающие не за деньги,
а за идею и мечту.
- Несмотря
на формально достаточное количество мероприятий спортивного и
развлекательного характера значительная часть молодежи испытывает скуку,
не связывает свое будущее с судьбой города. Преобладает желание изменить
свою жизнь в лучшую сторону, но далеко не все готовы приложить к этому
свои силы, доминирует потребительское отношение.
- В то
же время среди подростков достаточно сильна мотивация к труду и
творчеству, к общению с интересными личностями, завоевавшими уважения в
обществе, что при создании соответствующих условий может переломить
тенденцию потребительства и равнодушия
е проблемам страны и города.
|