Форма входа

Категории раздела

Мои статьи [3]

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Среда, 18.10.2017, 15:59
Приветствую Вас Гость | RSS
logo
Главная | Регистрация | Вход
Каталог статей


Главная » Статьи » Мои статьи

История о том, как фонд города Чайковского смог обезопасить бизнес от политических рисков, а также привлечь науку к развитию местного сообще

История о том, как фонд города Чайковского смог обезопасить бизнес от политических рисков, а также привлечь науку к развитию местного сообщества.

Город Чайковский, в котором живет более 80 тысяч человек, расположен на юге Пермского края. Основанный в середине XX века как рабочий поселок гидростроителей Воткинской ГЭС, в советское время этот город знали как крупный промышленный центр. Сейчас о Чайковском говорят как о федеральном центре зимних видов спорта. А в 1999 году здесь открыли фонд местного сообщества (ФМС) — организацию, которая в идеале должна аккумулировать ресурсы местных власти, бизнеса и НКО для решения локальных программ. Эту модель тогда только-только привезли в Россию из Америки. В общем, город Чайковский хоть и небольшой, но вполне передовой.

«У нас были и взлеты, и падения», — говорит Михаил Чернов, исполнительный директор фонда местного сообщества города Чайковского и депутат городской Думы. Падения

связаны с политикой — как меняется городская власть, так фонд оказывается в кризисе: новое руководство с недоверием относится к тому, что делало старое. А прекращать сотрудничество с властями фонд не собирается. «Те люди, что стояли у истоков фонда Чайковского в 1999 году — и предприниматели-доноры, и учредители — понимали, что не будем ничего активно делать, если хоть один из сегментов сообщества не работает. Потому что таким образом мы нарушаем идею ФМС», — объясняет Михаил Чернов.

В 2010 году, после очередного кризиса, все вроде как получилось. Попечительский совет возглавил незадолго до этого избранный глава города Игорь Андриив, фонд подписал соглашение с администрацией. Но объявить грантовый конкурс все никак не получалось (модель такая: ФМС распределяет на конкурсе средства бизнеса и бюджета, поощряя самые эффективные местные социальные инициативы). Нужны были новые идеи. И они нашлись.

«Понимая, что все связи — депутатские, лоббистские, предпринимательские уже закончились, я решил обратиться к людям, которые живут в городе, которые очень умные, грамотные и которые как и мы страдают от невостребованности. Я говорю о научном сообществе», — рассказывает Михаил Чернов. В городе есть несколько сильных вузов. Это известный на всю страну Чайковский государственный институт физической культуры, филиалы Пермского и Ижевского технических университетов, а также Пермского государственного педагогического университета.

Общие интересы с учеными удалось найти быстро. «Эти точки соприкосновения — самой деятельности вузов. В их научно-исследовательской работе, которую они должны о своему статусу вести, — говорит Михаил Чернов. — Одно дело крупный вуз в крупном городе, где можно что-то замутить. Другое дело, когда вузы потеряли отношения с предприятиями в маленьких городах — просто потому что предприятия умерли. Приходится научную деятельность из пальца высасывать. А мы предложили им заняться реальным делом».

При фонде была открыта социально-экономическая лаборатория. Вошедшие в нее ученые должны заниматься оценкой, анализом и мониторингом программ фонда — в основном, с социологической точки зрения. Сейчас в этой лаборатории совершенно бесплатно трудятся около 50 вузовских преподавателей и сотни их студентов: вуз зачитывает эту работу преподавателям как научно-исследовательскую, а преподаватели дают соответствующие задания своим студентам — в качестве курсовых и дипломных работ. «Кроме того, ученые стали по-другому смотреть на то, что происходит вокруг. Например, активнее участвуют в городской жизни: посещают публичные слушания по проектам муниципальных программ, куда раньше их было не зазвать», — говорит Михаил Чернов.

Первым делом науку попросили провести ревизию. Проанализировать конкурсы, которые фонд уже провел — чтобы оценить их влияние на качество жизни местного сообщества. Посмотреть, насколько комфортно предпринимателям участвовать в благотворительных проектах в тех формах, в которых они участвовали. И, наконец, изучить ожидания местных жителей: что они ждут от власти в решении социальных проблем и как готовы сами участвовать в решении этих проблем.

«Получилась интересная аналитическая записка, которую мы передали нашим донорам-предпринимателям, — говорит Михаил Чернов. — Мы открыли несколько интересных вещей. Ну например, доноры не очень стремятся участвовать в финансировании проектов фонда, ассоциирующегося с властью (а у нас глава города — председатель

попечительского совета). Это большой политический риск для предпринимателей в случае смены власти».

Увидев проблему со стороны, в ФМС придумали как ее решить. На муниципальные грантовые конкурсы, которые проводит фонд, идут деньги исключительно из бюджета. А предпринимателям дают другие инструменты: участие в тематических программах, отдельных благотворительных акциях, возможность создать свой именной фонд в составе ФМС Чайковского и т.д. В общем, развели власть и бизнес в разные стороны.

«Участие бизнеса в благотворительности от этого не снизилось, зато предприниматели получили дополнительные возможности, — рассказывает Михаил Чернов. — Например, возможность адресно помогать. Скажем, стали предприниматели менять улицы. Город становится брендом — федеральной столицей зимних видов спорта России. Надо как-то облагораживать его внешний вид. И вот мы договорились: программы крупных предприятий сконцентрировали на какие-то конкретные дела. Например, Воткинская ГЭС 9 миллионов выделила в течение двух лет на строительство прогулочной аллеи в центре города. А «ГазпромТрансГаз» отреставрировал площадь Чайковского совершенно замечательно».

В 2013 году социально-экономическая лаборатория станет еще более влиятельной: депутаты местной Думы заложили в бюджете выделили на деньги на мониторинг реализуемых муниципальных программ.

«Мы не застрахованы от политических рисков на все сто процентов, но у нас теперь есть подушка безопасности в виде экспертного сообщества, — резюмирует Михаил Чернов. — Они априори нейтральные люди, потому что живут на федеральную зарплату. У местных властей нет рычагов давления на них. Кроме того, для власти очень важны цифры, и цифры появились благодаря проведенным исследованиям. В 1999 году, в 2008 году, когда новая администрация открещивалась от фонда, это были эмоции: «Я чувствую, что вы не правы». А тут есть цифры, которые сразу отрезвляют даже не очень сведущего человека. Например такая: на каждый рубль, выделенный по нашим программам, местное сообщество смогло привлечь 9 рублей. Такие цифры впечатляют».

Категория: Мои статьи | Добавил: Leka (10.04.2014)
Просмотров: 211 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Copyright MyCorp © 2017